История

Усть-Вымский район образован 15 июля 1929 года. Территория района занимает площадь 4775,1 кв. км. Население на 1 января 1999г. составило 38,7 тыс. человек, плотность расселения - 8,1 человека на 1 кв. км (по республике - 2,8 человека). Число административно-территориальных единиц - 12, населенных пунктов - 53, в том числе - Микунь, город районного значения, рабочий поселок Жешарт, 51 сельский населенный пункт. Административный центр района - с. Айкино. Расстояние от райцентра до г.Сыктывкара - 96 км. По территории района проходят автомобильные и железные дороги, магистральные газо- и нефтепроводы.

История
Заселение территории Усть-Вымского района первобытным человеком началось в 3-2 тысячелетиях до н.э. Одна из древних стоянок, относящихся к периоду неолита (новокаменный век), обнаружена напротив деревни Жешарт. Здесь найдены кремневые орудия и наконечники стрел. Еще одна древняя стоянка раскопана на левом берегу Вычегды в болотистой местности на одной из грив. Ярким археологическим памятником начала 1 тыс. н.э. является 1 Веслянский могильник (на средней Выми). Здесь найдены мечи, кинжалы, кольчуга, украшения, в частности, серебряный ритон (кубок) в виде головы быка. Первым памятником эпохи раннего железа (6-8 в.в. н.э.) является Ванвиздинская стоянка, расположенная на стрелке при впадении р. Вымь в р. Вычегду. Здесь обнаружены обломки глиняного тигля со следами медного литья и несколько кусков железных шлаков, также представлены обломки глиняных сосудов, которые украшены ямочно-гребенчатым орнаментом.

К концу первого тысячелетия н.э. усиливается воздействие на вымских пермян (коми) со стороны славянских племен. Их земли неоднократно подвергались набегам со стороны Древнего Новгорода и не позднее 11 века устанавливаются даннические отношения с ними.

В 13-14 веках все более возрастало могущество Московского княжества. С целью упрочения господства Москвы на Вычегде князь Дмитрий Донской стремился распространить христианство среди языческого населения Коми. Проводником этой политики явился уроженец Великого Устюга Стефан Храп (позднее епископ Пермский), который в 1372 г. создал древнюю коми азбуку и в 1379 г. прибыл на устье реки Выми. До его прихода на этом месте находилась языческая святыня - кумирница.

Стефан сжег кумирницу, им также была срублена и сожжена почитаемая местным населением, священная береза. В 1380 году на этом месте он соорудил укрепленный городок и приступил к крещению окрестных жителей. Первое время местные жрецы, используя возмущение населения, стали натравливать их против Стефана. Однако постепенно многие из пермян признали преимущества новой веры и согласились креститься.

К концу 15 века Усть-Вымь представлял собой укрепленный городок с валом и деревянными стенами, в котором насчитывалось 30-35 жилых домов. Усть-Выми принадлежало значительное место в экономической жизни Коми. Село находилось на перекрестке путей, ведущих за Урал через реки Вымь и Верхнюю Вычегду.

По мере продвижения Москвы на восток и юго-восток Европы и на Урал через более южные территории Усть-Вымь постепенно теряет свое значение. В 1564 г. епархия переводится в Вологду. В конце 16 века, после образования Вымского уезда, административный центр был переведен в Яренск.

Местные крестьяне были государственными людьми, однако тяжесть феодальных отношений сказывалась на них в полной мере. Государственные поборы и повинности, полуголодное существование в XVII -начале XVIII веков были изнурительными и непосильными для крестьян, из-за чего они бежали, в основном, в Сибирь. Так, согласно переписи 1646 г., из с. Усть-Вымь в Сибирь ушло не менее 40% мужского трудоспособного населения.
В 1784 г. в с. Усть-Вымь имелось 73 двора и 413 жителей. В 1797 г. оно стало центром волости. С конца XVII века здесь проводились ежегодные ярмарки. В конце XIX века в с. Усть-Вымь (вместе с д. Пустошь и д. Заручье) насчитывалось около 1000 жителей.

В 1903 г. открыта первая участковая больница на 10 коек.

22 июля 1918 г. в Усть-Выми создан волостной исполком, который возглавил М.Г. Амосов.

22 августа 1921 г. в составе автономной области Коми образован Усть-Вымский уезд, охватывавший территорию нынешних Усть-Вымского, Удорского, Княжпогостского районов с населением 43 тыс. человек.

1925 г. - в Усть-Выми открыта уездная больница на 25 коек, которую обслуживали один врач и три фельдшера, появилась кинопередвижка.

1926 г. - открылась уездная библиотека, где насчитывалось 3901 экз. книг для взрослых и 512 - для детей.

В 1929 г. выделился и стал самостоятельным Удорский район, а в 1939 г. - Княжпогостский район. В 1943 г. райцентр из Усть-Выми был переведен в с. Айкино.

В 1929 г. в с. Усть-Вымь образовался первый колхоз "Свободный труд". В 1930-31 г.г. созданы еще 4 колхоза. К середине 1931 г. в колхозах состояло 43% крестьянских хозяйств, к весне 1937 г. - 90%.

В 1931 г. в с. Усть-Вымь на базе школы 2 ступени был открыт педагогический техникум, который действовал до середины 1954 г. и подготовил около 900 учителей. В 1933г. состоялся первый выпуск. Одним из выпускников был З.В. Панев, работавший впоследствии Председателем Президиума Верховного Совета Коми АССР. В Усть-Вымской средней школе учились и закончили ее драматург Н.М. Дьяконов, коми поэт С.А. Попов.

1930 г. - оборудован радиоузел.

1934 г. - созданы Усть-Вымская и Гамская МТС.

1926 г. - введена в действие электростанция мощностью 6,5 тыс. Вт. В зимний сезон 1929-З0 г.г. Усть-Вымский район для целей лесозаготовок получил 4 трактора.

С районом связаны молодые годы американского социолога Питирима Сорокина, который родился 23 января 1889 года (по старому стилю) в старинном вымском селе Турья (Княжпогостский район). В деревне Гам Усть-Вымского района маленький Питирим начал осваивать грамоту в местной двухлетке.

История Усть-Выми

На высоком берегу Выми, при впадении ее в Вычегду, в сердцевине Коми земли, лежит село Усть-Вымь. Немного найдется в нашем крае поселений с такой богатой историей.

Начало Усть-Выми связано с именем одного из крупнейших деятелей средневековой Руси Стефана Пермского - выходца из Великого Устюга. Блестяще образованный иеромонах Стефан (он набирался премудрости в ростовском монастыре св. Григория Богослова, одном из центров российской книжности того времени) в 1379 г. отправляется "в землю Пермскую, на Вычегду, на проповедь Слова Божия среди нечестивья племени пермян". В 1380 г. он добирается до устья реки Вымь. Вымско-вычегодская летопись так повествует об основании Усть-Выми: "Приде Стефан на место, глаголемое Усть-Вымь, и тамо водворися, зане бысть то место ему во всем по обычаю паче иных мест тогда бысть лесно и нача жити при древес и келью и дом молитвенный устроих себе..." Место было выбрано не случайно - здесь, на перекрестке речных путей находилась одна из главных "кумирниц" пермян.

В 1383 была образована Пермская епархия, а Стефан стал черным епископом Пермским. Образование епархии имело огромное значение для Коми края - по сути, это означало присоединение его к Московской Руси. С этого времени начинается расцвет "владычного городка" Усть-Выми, ставшего административным и религиозным центром огромного края. Усть-Вымь была важным центром проведения московской политики на Северо - Востоке.

Стефан разворачивает обширное строительство. Уже в 1384 г. "создана бысть обитель его большая, потом епискупия на Устьвыми на владычном горожке. Владыко Стефан на Устьвыми создвич большой соборный храм Благовещения пересвятые Богородицы и другой меньшой храм монастырской архистратига Михаила". Считается также, что при Стефане была построена еще и Никольская церковь. Эти деревянные церкви были одними из первых на Коми земле. Бурная деятельность Стефана не ограничивалась строительством. Он, зная древнекоми язык, (по преданию, его мать была зырянкой), создал пермскую азбуку и положил начало книгописанию на этом языке, открыл первую школу в Усть-Вымском Михайло-Архангельском монастыре для подготовки священнослужителей, занимался иконописью. Преподавание в школе велось на пермском языке. В Усть-Выми велось летописание. В частности, именно здесь в конце XVI- начале XVII веков была написана уже цитировавшаяся Вычегодско-Вымская летопись - единственный дошедший до нас летописный свод, созданный на Коми земле. Так что Усть-Вымь с полным основанием можно назвать первым очагом просвещения в Коми крае, давшим новый, мощный импульс народной культуре.

Стефан Пермский умер в 1396 г. в Москве и похоронен был в церкви Спаса на Бору. Еще с XV века Русской православной церковью он почитался как святой.

Усть-Вымь жила и развивалась. При преемниках Стефана - Исаакии (1397 1416), Герасиме (1416 -1443), Питириме (1443-1455), Ионе (1456-1470) и Филофее (1471-1501) продолжалась христианизация Коми края. Ко времени Филофея относятся и первые описания Усть-Выми как поселения. В жалованной грамоте великого князя Ивана Васильевича епископу Филофею на вычегодские и вымские земли, составлявшие епископскую вотчину (1490 г.), мы читаем, что в Усть-Вымском городке был "двор идадычен большей", еще один двор-усадьба "владычня брата", осадные дворы оквадских, ибских и коквицких крестьян, 2 крестьянских и 1 священнические дворы, да на посаде 17 жилых дворов". Как видим, центр Пермской епархии был совсем небольшим поселением.

Однако небольшой городок со времен Стефана был окружен внушительными валами с деревянными стенами. В упоминавшихся "осадных дворах" в случае опасности отсиживалось местное население, укрывавшееся за стенами городка. Время было смутное, тревожное. Уже в 1385 г. "владыко Новгородский" послал дружинников "воевати пермскую епархию", но в тот раз до Усть-Выми не дошли, были разбиты устюжанами. Однако в следующем году новгородцы опять "воевали" вычегодские волости - шла яростная борьба за власть между Новгородом и Москвой. В 1392 г. к Усть-Выми подступили вогуличи, городок не взяли, но пожгли посады. В 1450 г. городок пытались взять ветчине, но опять безуспешно. Епископы Герасим и Питирим погибли насильственной смертью. Позднее они, а также епископ Иона были канонизированы Русской православной церковью, и вместе со Стефаном Пермским составили собор усть-вымских святых.

Но постепенно значение Усть-Выми начинает падать. Влияние Московского государства распространилось на зауральские племена, и они перестают совершать набеги на Коми землю, теряет свое значение Новгород, и прекращается междоусобная борьба за вычегодские и двинские земли. В конце XV века епархия получает название Пермской и Вологодской, а ее центр постепенно перемещается в Вологду.

В 1564 г. резиденция архиерея была официально перенесена из Усть-Выми в набирающую силу столицу Русского Севера. Из форпоста Московской Руси Усть-Вымь становится тихим погостом, затерянным в глуши северных лесов, вдали от эпицентров политической и экономической жизни государства.

В XVII - XIX веках Усть-Вымь - тихое село, впрочем, сохранявшее память о своем былом величии. В XVII Веке оно по-прежнему делилось на городище и посад, что не характерно для сельских поселений. В писцовой книге 1608 г указывалось, что еще сохраняется "владычне дворовое место, что был двор прежних епискупов", но постоянно уже никто здесь не жил". Писцы отметили, что на городище были "иные места владычных крестьян, а имен им не помнят". Вероятно, еще долго сохранялись и укрепления, потерявшие свое оборонное значение.

О былой славе Усть-Выми напоминало большое количество церквей. На одном из холмов, на городище, возвышалась известная еще со времен Стефана соборная Благовещенская церковь. Рядом с ней, вероятно, в XVI веке, была построена часовня, где помещались богато украшенные гробницы пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы. В 1628 г. она уже числится церковью. Там же, на городище, стояла и Стефановская церковь, по-видимому, построенная в 15 веке.

На соседнем холме, на территории посада, возвышались Михайло-Архангельская и Никольская церкви. При них был небольшой монастырь. В 1604 г. он представлял собой келью, где жил "черный поп Варлаам", и две кельи, в которых ютились нищие, питавшиеся "от церкви Божией". Этот монастырь был упразднен в 1764 г.

В монастыре и церквях хранились многие древние документы, ценные иконы и утварь. До нас дошло, например, описание гробниц епископов Пермских - Герасима, Питирима и Ионы: "а на гробницах покров крашенина синя, а на верху крашенины камка адамашка лазорева, а на покрове вышит крест серебром, около покрова бармы, да у гробницы 5 свеч поставных да образ во имя Пермских Епископов Герасима, Питирима и Ионы, а над ними в облаце образ Воплощения Пресвятой Богородицы писан на золоте, а у образа пата серебряна золочена, да 3 гризны серебра белы..." (1608 г.).

Но время да пожары не пощадили усть-вымскую старину. Деревянные церкви неоднократно перестраивались. В описании 1608 г., например, старейшая Благовещенская церковь не упоминается (возможно, она сгорела), а в документе 1628 г. появляется вновь. Точно восстановить облик древних деревянных усть-вымских храмов уже невозможно - сами они не сохранились, рисунков нет, а описания в писцовых книгах очень краткие. Там указаны только их основные типы, "клетцки" (то есть имеющие в основании четырехстенный сруб - "клеть") или "Шатровы" (имеющие завершение "шатром").

В начале XVIII века в Усть-Выми начинается каменное церковное строительство. Именно здесь были построены первые каменные храмы в Коми крае. Это - своеобразная дань славному прошлому маленького села.

Каменные храмы были наследниками деревянных. Первый из них появился в 1711-1712 годах на месте сгоревшей Никольской церкви. Был он двухэтажным: нижний с престолом Николая Мирликийского, верхний Вознесение Господня. "В одной связи" с церковью была каменная колокольня. Затем на соседнем, "городищенском", холме были воздвигнуты Благовещенский и Стефановский одноэтажные храмы. Благовещенскую церковь строили мастера Иван Леонтьев из Костромского уезда и Иван Лобанов из Солигалича. Строительство началось в 1741 г. а освятили храм в 1746 г. В 1749 г. к Благовещенской церкви был пристроен Всехсвятский придел с отдельной главой (освящен в 1764 г.), в котором помещались главные святыни Усть-Выми гробницы святых Герасима, Питирима и Ионы. По внешнему виду придел повторял Благовещенский храм, только был меньшего размера.

Стефановский храм воздвигнут рядом с Благовещенским, на месте сгоревшей деревянной церкви. Строили его в 1755- 1766 гг. местные мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины.

И в 1795 г. была построена Михайло-Архангельская церковь на "посадском" холме. Она заменила одноименный деревянный монастырский храм.

Белые усть-вымские храмы, вытянувшиеся вдоль реки, на высоких холмах, создавали исключительно живописную, праздничную картину, придавая коми селу внушительный вид. Это был достойный памятник древней столице Пермской епархии и ее архиереям.

К сожалению, великолепие Усть-Вымского церковного ансамбля сегодня можно увидеть только на старых фотографиях. Гонение на церковь при советской власти ударило и по усть-вымским храмам. В 30-е годы они были закрыты (трагичной была судьба священников). Бездумно разрушены Благовещенская и Вознесенская церкви, колокольня, утрачены могилы пермских святых. Уцелели лишь Стефановская и Михайло-Архангельская церкви, да и то потому, что в первой помещалось пожарное дело, а во второй - столовая начальствующего состава находившегося на другом берегу Выми Вогваздинского лагеря печально известного ГУЛАГа. Долгие годы они стояли в запустении, медленно разрушаясь. И лишь в 80-е годы были отреставрированы. Сегодня лишь в Усть-Выми можно увидеть церкви XVIII века. Стефановский и Михайло-Архангельские храмы - старейшие каменные строения на территории Республики Коми.

Более старая из них - СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1755-1766). В ее облике ощущается характерное для церквей Коми края XVIII века влияние традиций великоустюгского зодчества. Стефановский храм небольшой по размеру, каменный. Храмовая часть невысока, квадратная в плане, бесстолпная. Она перекрыта восьмилотковым сводом, над которым возвышаются три вытянутых граненых барабана, завершающиеся луковичной главкой на тонкой шейке. Уступчатая композиция создает впечатление устремленности вверх. Стены храма оживляются лишь небольшими низкопоставленными прочными окнами и узким зубчатым карнизом. Стефановский храм, как и коми сельская архитектура, прост, небросок и, наверное, если бы не беленые стены, выглядел даже сурово. С восточной стороны к нему примыкает полукруглый в плане, перекрытый полукуполом алтарь, высота которого ниже, чем у основного здания. Первоначально с западной стороны к храму примыкала вытянутая, прямоугольная в плане трапезная, а от нее к подножию холма спускалась галерея, завершавшаяся входом, оформленным главкой с крестом. Трапезная и галерея были разрушены и не восстановлены. Эти утраты исказили облик здания - глухой фасад с двумя небольшими дверями выглядит незавершенным, нелогичным с точки зрения архитектуры православного храма.

В 1989 г. Стефановский храм был передан Русской православной церкви. Силами верующих была проведена внутренняя отделка церкви. Среди заново написанных для иконостаса икон - образы св. Стефана Пермского, пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы. Так в древнем центре христианизации Коми края вновь появился православный приход.

МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1795 г.)- на соседнем холме. Она самая поздняя из усть-вымских церквей, и в ее облике чувствуется влияние классицизма. Храм бесстолпный, круглый в плане, одноэтажный, скромных размеров. Алтарь и паперть - полукруглые, трапезная квадратная. Фасад декорирован очень скромно. С северной стороны храм украшают две колонны тосканского ордера. Завершение храма традиционное для местных церквей - многоярусное с маленькой луковичной главкой. По сравнению со Стефановской церковь Михаила Архангела выглядит более изысканной, "франтоватой". В настоящее время в здании церкви - экспозиция Усть-Вымского музея-заповедника. Многочисленные экспонаты рассказывают об истории села с древнейших времен до наших дней.

Рядом с Михайло-Архангельской церковью стоит небольшая деревянная ЧАСОВНЯ. Она перенесена сюда из деревни Камсамас (Усть-Вымский р-н, Гамский сельсовет). Раньше входила в Гамский приход. Построена в 1894 г. вместо пришедшей в ветхость часовни 1773 г. По преданию, часовня в Камсамасе была воздвигнута на месте, где проповедовал Стефан Пермский.

Такие маленькие часовни, строившиеся в одной связи с колокольней очень характерны для Коми края. В конце XIX века на территории современного Усть-Вымского района было 13 часовен. Они обычно ставились в удаленных от церкви небольших деревнях, и службы в них устраивались всего несколько раз в году (в Камсамасской часовне, например, за год проводились четыре службы).

Хоть и перенесена была епископская кафедра в Вологду, но Усть-Вымь еще долго, вместе с окрестными деревнями, была вотчиной архиепископа. Лишь в 1764 г. усть-вымские крестьяне были переведены в разряд экономических. В XVII веке центр архиерейской вотчины был маленьким селом: по писцовым книгам 1608 и 1678 годов, в нем было менее 30 жилых дворов. Но затем село начинает постепенно расти. В 1747 г. в погосте было 128 человек мужского пола и еще 50 - в слившейся с ним деревне Заручей. В 1811 г. в погосте, дер. Заручей и бывшей Архангельской пустыни жило 75 семей, 206 мужчин. В конце XVIII века авторитет села несколько поднялся - оно стало волостным центром.

В конце XIX - начале XX вв. Усть-Вымь-большое волостное село. В 1916 г. в нем было более 200 дворов и более 1300 жителей (вместе с Заручьем и Архангельской пустынью). Село сильно разрослось, далеко выйдя за пределы своей исторической части. Жители его испокон веков занимались землепашеством, держали скот. Но одним земледелием было не прожить, и устьвымичи промышляли охотой и рыбной ловлей, уходили на заработки, занимались ремеслами. Еще со времен Стефана в селе жили русские, селились они здесь и позднее. И хотя постепенно они ассимилировались, отзвуки русского влияния сохранились. Устьвымичи, по сравнению с другими коми этого района, издавна хорошо знали русский язык.

До наших дней довольно хорошо сохранилась жилая застройка и планировка старой части села - около церковных холмов (в том числе деревне Заручей). Церковный историк В. Лебедев в начале XX века так писал об усть-вымских домах: "Постройки небогатые, дома большею частию небольшие, есть с плоскими крышами, с разнообразными окнами в одном и том же здании и даже не на одинаковой высоте". Многие из таких построек стоят и поныне. Недалеко от Михайло-Архангельской церкви стоит отреставрированный в 1988 г. КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ, построенный в 80-е годы XIX века. Он принадлежит к одному из распространенных типов коми крестьянского жилища. Дом поставлен без фундамента, на "стульях" (чурбаках по углам сруба). Стены сложены из сосновых бревен, крыша покрыта тесом, положенным на "самцы". С крыльца (оно переделано и не соответствует традиционному) вы попадаете в сени, делящие дом на жилую и хозяйственную части. Соединение под одной крышей жилых и хозяйственных помещений - одна из особенностей коми крестьянского жилища. Хозяйственный двор - двухъярусный: внизу помещался хлев, а наверху - сеновал (тут же хранился и хозяйственный инвентарь), куда с улицы вел взвоз. Жилое помещение обычно делилось на летнюю и зимнюю избы. Здесь восстановлен ИНТЕРЬЕР ЖИЛОЙ ГОРНИЦЫ с русской печью, полатями, лавками по стенам.


Рядом с крестьянским домом стоит ДОМ СВЯЩЕННИКА КИРИЛЛОВА, построенный в начале XX века. В нем соединены традиции крестьянского зодчества и "городского" мещанского строительства. Дом больше по размерам, богаче, чем крестьянский, обшит досками, с мезонином (причем необычным - выступающим за линию фасада здания).

Усть-Вымь была большим торговым селом. В 1908 году здесь было 25 торговых лавок. Испокон веков (вероятно, с XVII века) в селе проводилась Герасимовская ярмарка (с 24 января по 5 февраля старого стиля). Здесь торговали изделиями местных кустарей (одним из распространенных промыслов было ткачество), привозной посудой, утварью, тканями, но в основном продукцией скотоводства. Удобное географическое положение, торговые традиции способствовали развитию торговли. В конце XIX - начале XX вв. торговый оборот значительно вырос. В селе появляются свои торговцы из разбогатевших крестьян, открывающие постоянные лавки. Наиболее крупным из них был купец П. Г. Камбалов. Он торговал не только привозным товаром, но и наладил скупку изделий местных ремесленников, производство калачей, пряников.

ДОМ КАМБАЛОВА, построенный в конце XIX века недалеко от торговой площади, сохранился. Это двухэтажный "городской" особняк, призванный показать достаток владельца, выделить его из сельской среды. Его окна украшены пропильной резьбой, совершенно нехарактерной для крестьянского жилища, крыша покрыта железом. На первом этаже располагался магазин, а второй служил для жилья.

В 1861 г. в селе была открыта начальная церковная школа, помещавшаяся в доме местного священника В 1887 г. появилась мужская образцовая двухклассная, а в 1896 г. одноклассная женская церковно-приходская школы. В 1913 г. в Усть-Выми в торжественной обстановке было открыто земское высшее начальное училище, где училось более 80 детей со всей округи. Школы располагались в приспособленных зданиях, не сохранившихся до наших дней. Зато сохранился комплекс зданий ЗЕМСКОЙ БОЛЬНИЦЫ, одной из первых в уезде. Она была открыта на средства земства в 1903 году. Тогда же было построено и первое больничное здание. В 1911 году над ним надстроен второй этаж. Рядом построены еще три корпуса. Это была единственная больница на семь волостей (более 20 тысяч жителей). Комплекс больничных зданий - один из немногих дореволюционных памятников, связанных с медициной, сохранившихся в Коми ССР.

Историческое село Усть-Вымь сегодня обретает новую жизнь. В селе создан музей-заповедник. Будет расширяться экспозиция по истории села. Принято решение о сохранении старой части Усть-Выми и создании в ней музея под открытым небом. Первые экспонаты в нем - часовня из дер. Камсамас и крестьянский дом конца XIX века, о которых уже рассказывалось. Старинное коми село вновь обретает права культурного центра края.


по материалам брошюры "Страницы истории Усть-Вымь"

РусскийКоми

Карта района

ПОГОДА